10 преимуществ, которые дополненная реальность дает музею

0
687

Судя по откликам на нашу презентацию на конференции «Музей в 21 веке», тема дополненной реальности вызывает живой интерес. Мы подготовили статью об использовании дополненной реальности в музейном деле. Представляем вам полный текст статьи.

Музеи по всему миру исследуют возможности новых интерактивных технологий для привлечения посетителей и увеличения их вовлеченности. Современный рынок IT-технологий предлагает разнообразные инновационные решения для музеев: голографические экраны и пирамиды, виртуальные экскурсоводы, сенсорные киоски, интерактивные стенды и книги. Дополненная реальность занимает среди них особое место. Технология открывает невиданные возможности реконструировать любую среду, выстраивать захватывающий дух визуальный ряд, активно вовлекать зрителя в общение с музеем.



Сейчас в мире около 4,5 миллиардов мобильных телефонов и у половины из них есть встроенная камера и подключение к мобильному интернету. Эти цифры наглядно демонстрируют то огромное количество людей, которые могут использовать технологию дополненной реальности.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) — это технология, которая позволяет человеку видеть реальный окружающий мир, дополненный любой контекстной информацией: справочные сведения, видео, аудио или 3D-модели. Использовать проекты с дополненной реальностью очень просто. Нужно навести камеру мобильного устройства на объект и дождаться появления на экране текстовых комментариев, фото, видео или всего вместе.

Почему именно музеям необходима дополненная реальность? Вот несколько причин.

Мгновенный доступ к информации
В современном мире все происходит быстро, темп жизни ускоряется. И человек очень ценит возможность мгновенного получения информации по интересующему его прямо сейчас вопросу. Придя в музей и просто наведя мобильное устройство на экспонат, посетитель музея сразу получает исчерпывающую информацию: видит фрагмент архивной видеозаписи, восстановленную 3D-модель реликвии, процесс создания произведения искусства.

Наглядность
Для нового поколения, выросшего на масс-медиа, визуальная составляющая особенно важна. Наводишь камеру смартфона на руины и на экране видишь древнее сооружение во всём его былом великолепии. Дополненная реальность дает возможность погрузить посетителя в любую историческую эпоху и наглядно проиллюстрировать любые события, показать шедевры в реконструированной исторической среде: сфинксов в знойной египетской пустыне или скульптуры во флорентийских садах Медичи.

Неограниченный доступ к любым экспонатам
Невозможно разместить в музейных залах абсолютно всю информацию о каждом
экспонате. Единственный способ узнать подробности – послушать профессионального экскурсовода или аудиогида. Но в обоих случаях нет возможности показать дополнительные видеоматериалы, фотографии. Реконструкция полностью или частично утраченных произведений искусства вызывает особый интерес, позволяя увидеть, как эти произведения выглядели до разрушения или изменения.

Дополненная реальность позволяет раздвинуть границы экспозиции, показать огромный объем дополнительной информации и многократно усилить эмоциональное воздействие произведений искусства на посетителя. Не менее ценен и виртуальный показ реликвий, хранящихся в архивах музея.

Обучаем, развлекая
Не многие любят подолгу задерживаться у музейных экспонатов, чтобы прочесть объемные описания. Гораздо больше людей предпочитают пользоваться аудиогидами и еще больше хотели бы прослушать полноценную экскурсию с гидом. Но это не всегда возможно в силу различных факторов. Дополненная реальность — это способ эффективного получения знаний, более глубокого знакомства с экспозицией.

Тайваньские исследователи изучили эффективность использования дополненной реальности, наблюдая за поведением музейных групп с различными системами-гидами. Исследование показало, что после экскурсии наибольшую информированность и вовлечённость проявила именно группа, которая использовала мобильный гид с дополненной реальностью.

Приложения для музеев, использующие дополненную реальность, могут быть очень зрелищными, занимательными и необычными. Такие приложения позволят в интересной игровой форме узнать об экспонате. Обучение через игру и эффект присутствия вызывают неподдельный интерес.

WOW-фактор
Дополненная реальность — это ещё и вау-фактор, который играет очень важную роль в формировании впечатления от посещения музея. Современные экраны с высоким разрешением позволяют добиться максимальной реалистичности картинки, будь то большое сражение или демонстрация работы сложного механизма.

Инсталляции с применением дополненной реальности собирают большое количество зрителей. Они необычны и заставляют людей задержаться перед экраном. Таким способом, накладывая несуществующие объекты на изображение реального пространства, можно добиться впечатляющих результатов.

Вовлеченность
Современным людям сложно представить, в каких условиях творили старые мастера, какими инструментами они пользовались. Дополненная реальность помогает оживить картины, показать процесс создания шедевра. С помощью дополненной реальности можно преображать целые музейные залы, встречаться с историческими личностями, изучать повадки динозавров в их естественной среде или детально рассматривать комету, осколки которой демонстрируются в планетарии. Наведя мобильное устройство на старинный механизм, можно попробовать его в действии — конечно, виртуально.

Если во время знакомства с экспозицией использовать интерактивные элементы, когда требуется какое-то действие, а не только пассивное созерцание, то человек будет не только увлечён, но и с большой вероятностью запомнит этот опыт.

Повышение лояльности и расширение аудитории
Помимо получения информации непосредственно в музее, посетители, установившие приложение на свой смартфон, становятся ближе к музею. Это лояльная аудитория, которую можно информировать о новых экспозициях, акциях и мероприятиях, проходящих в музее.

Необычные интерактивные экспозиции, вызывая у людей удивление, восторг, восхищение, имеют также вирусный эффект. Посетители охотно рассказывают о своем опыте друзьям и знакомым, делятся им в социальных сетях и тем самым привлекают в музей новых посетителей.

Комфортное получение информации
По статистике, обычный человек охотнее использует собственные устройства для получения дополнительной информации, нежели обращается за консультацией к специалисту. Так ведет себя около 40% всех владельцев смартфонов в мире. Использование мобильного гида сделает экскурсию более персонализированной и удобной для посетителя.

Большие перспективы имеет и использование дополненной реальности в печатной продукции, выпускаемой музеем. Разместив на открытках, буклетах специальные метки, связанные с приложением дополненной реальности, музей может сделать доступным огромный пласт информации о произведениях искусства. Фильмы, интересные сведения, важные ссылки — все это посетитель музея может посмотреть уже после посещения экспозиции, в любом удобном для него месте.

Анализ аудитории музея
В мобильных приложениях можно использовать системы статистики, которые помогают понять, кто является целевой аудиторией музея. Приложение собирает данные, как часто посещают музей, какие залы вызывают наибольший интерес, перед какими экспонатами задерживаются чаще. Можно даже видеть пол и возраст посетителей.

С учётом этой информации можно составлять планы посещения музея, планировать проведение выставок или мероприятий.

Экономичность
Сейчас многие музеи практикуют размещение различного интерактивного оборудования. Но для оснащения каждого экспоната интерактивным комплексом требуются большие вложения. Роль такого дорогостоящего комплекса может выполнять смартфон или планшет. Скачав специальное приложение с дополненной реальностью на свой смартфон, посетитель получает отличного персонального экскурсовода. И для музея более эффективно и гораздо менее затратно задействовать пользовательские устройства взамен, например, аудиогидов.

В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.