Барьеры в развитии дополненной реальности и их преодоление. Доклад на Techtrendexpo-2015

0
185

На прошлой неделе основатель стартапа Fingo и digital-агентства Spider Group Сергей Соляник выступил с докладом на конференции Techtrendexpo-2015. Речь шла о сложностях, с которыми сталкивается технология дополненной реальности в реальных секторах экономики, и о способах их решения.

Здесь можно посмотреть презентацию выступления, а ниже текст самого доклада.

Практические применения дополненной реальности: барьеры развития AR и способы их преодоления

Интерес к технологии дополненной реальности (AR) в значительной мере усилился после недавних громких приобретений:
• 12 октября было объявлено о сделке по продаже Qualcomm Vuforia компании PTC
• Apple acquired Metaio
• Google acquired MagicLeap – 542 миллиона долларов
• FB acquired Oculis и 13Labs
• Apple acquired PrimeSence

Список можно продолжить и дальше, но стоит ли? Ведь тенденция вполне ясна. Крупные компании видят перспективность применения технологий дополненной и виртуальной реальности в ближайшей перспективе.

За последнее время появилось множество гаджетов для AR/VR, начиная от Google Cardboard:
• Microsoft показала Hololens
• Oculus
• META
• EPSON
• Canon
• PlayStation VR
• Множество вариантов HUD устройств для автомобилей

Профессиональное использование:
• Epson анонсировала выпуск BT-200 для профессионального использования
• Перезапуск Google Glass с прицелом на профессиональное использование

НО без проблем никак! Есть несколько проблем, сдерживающих развитие дополненной реальности

Отсутствие осведомленности потребителей о технологии в принципе и в частности об эффективности ее применения

Мы не говорим сейчас о рынке игр для смартфонов. Проблема в применении технологии реальных секторах экономики, в маркетинге, продажах, на производстве.

Со стороны участников рынка мы постоянно слышим слова недоверия – дорого, не понятно как сработает, как посчитать эффективность. Однако если не тестировать новые направления, то и результата не будет. Что тогда остается — все время смотреть на конкурента и копировать его действия? Получается замкнутый круг.

В этом ключе очень показателен американский рынок. Там по большому счету бизнесу наплевать, что делает конкурент: «Если я вижу перспективы, я буду делать это». Российским же компаниям нужно еще долго учиться подобному отношению.

Обычно маркетологам проще работать с привычными каналами коммуникации с потребителем. Но все, наверное, согласятся с утверждением, что крайне мало компаний понимают, как точно считать эффективность маркетинговых мероприятий. И в этом случае говорить о применении AR вообще не приходится, поскольку эффективность продукта сложно доказать и не с чем сравнить.

Ну и конечно, все эти мероприятия достаточно дороги для предприятий, поскольку предполагают обучение персонала, вложения в новые технологии, готовность к рискам и получению прибыли не моментально, а в некоторой перспективе, т.е. инвестиции.

Менталитет

В числе наших клиентов есть крупные компании, которые имеют большие, распределенные отделы продаж, широкую сеть дилеров и 90% продаж осуществляют лично. Для менеджеров по продажам нами создано мобильное приложение, которое действительно упрощает процесс продажи, сокращая его длительность. Это доказано на практике.

Мы отрабатывали выезды к клиентам с сотрудниками отдела продаж одного из крупных производителей композитных бассейнов. Мы фиксировали интерес клиента, следили за процессом согласования проектов и в результате получили очень интересные данные:
1. Уже на первой встрече большинство покупателей определяется с выбором и четко понимает, что покупает. Тогда как раньше многие просили предоставить визуализацию бассейна, встроить его в проект.
2. Количество встреч с покупателем до подписания контракта сокращается в среднем на 20%.
3. Длительность цикла продаж снижается в среднем на 30%.
4. Дополнительная экономия на отсутствии необходимости изготовления промо-материалов, в том числе и лекал для примерки бассейна.
5. Дополнительное преимущество — клиент видит технологическую оснащенность компании.

Но даже видя реальный результат, далеко не все менеджеры готовы воспользоваться приложением в процессе продаж.

Почему?

  • Лень

Потому что я и так продаю… Зачем мне еще что-то

Мало кто задается вопросом – а продал бы я больше, если бы использовал новые инструменты?

  • Зачем рассказывать о своем результате

Продажники, имеющие успешный опыт продаж с использованием AR, не торопятся делится им

  • Отсутствие правильной мотивации у персонала

Еще один наш клиент, который решил начать использовать AR в продажах на уровне руководства компании, сделал приложение и «забыл» проинформировать о нем свой отдел продаж.

Чтобы перейти на качественно новый уровень использования технологий:
• нужно менять мышление,
• образовывать людей,
• рассказывать об успешных кейсах,
• проводить открытые статистические исследования.

Аппаратные ограничения

На распространение дополненной реальности влияют и возможности мобильных устройств. Процессоры стали мощнее, производительность видеокарт бьет рекорды. Но все это пока верно для топовых, а соответственно, дорогих устройств. Устройства же, доступные для массового потребителя, пока обладают достаточно средними показателями. Но картина очень быстро меняется.

Отсюда ограничения:
• по качеству контента, доступного для использования на мобильном устройстве,
• качество трекинга оставляет желать лучшего,
• безмаркерная технология пока не совершенна.

Разработчикам приходится
• подстраиваться под массовые устройства,
• оптимизировать контент,
• использовать достаточно крупные маркеры,
• ограничивать работу приложении типовыми устройствами.

Все это, согласитесь, не удешевляет процесс, и не делает использование AR проще.

Контент

Контент — это основа практического применения дополненной и виртуальной реальности. Именно от качества и, собственно, наличия того самого контента зависит эффективность применения дополненной реальности и вообще жизнеспособность этой технологии.

Не будет контента — не будет ничего.

Одна из самых важных особенностей дополненной реальности — это взаимодействие с пользователем наиболее интуитивным образом, в привычной для него системе координат, то есть в трёхмерной среде. Для такого взаимодействия, помимо совершенных алгоритмов трекинга пространства и распознавания объектов, необходимо иметь качественный контент.

На производстве прежде чем применить или встроить в свой процесс AR, компании должны задуматься над созданием контента. И вот это и есть один из самых больших барьеров на пути начала использования технологии.

Если речь идет о каких-то процедурах, позволяющих упростить работу удалённых специалистов и e-maitance систем, необходимо создание анимированных 3D-роликов, которые будут привязываться к пространству и повторять объекты реального мира. Если мы говорим о каталоге мебели или бассейнов, то прежде чем приступить к реализации AR и применению ее в продажах, необходимо смоделировать эту мебель или те же самые бассейны.

Представьте, что у компании 10 тысяч или 100 тысяч наименований товаров. Создание такого огромного количества 3D-моделей обойдется в достаточно крупную сумму. И когда руководитель компании услышит, что ему нужно потратить 1.000.000 на то, чтобы только создать католог 3D-моделей, у него сразу же пропадает интерес к технологии. Для него не ясно, что будет дальше, какой эффект ожидать.

Каким образом компании можно сократить издержки?
Эту проблему сейчас решают проекты, которые работают над созданием программного обеспечения, позволяющего проводить 3D-сканирование объектов с использованием мобильных устройств 3D-сенсоров. Таких, как Intel® RealSense™ Camera, Occipital Structure Sensor, Kinect, Asus и другие.

Такие компании как GeoCV, Capacity, It-Seez (кстати, российские стартапы) работают в этом направлении. Они уже добились достаточно серьезных успехов.
К сожалению, пока сканирование объектов при помощи бытовых устройств ещё недостаточно высокого качества. Но в течение одного-двух лет мы уже увидим отличные результаты 3D-сканирования объектов, выполненные на бытовых мобильных устройствах.

Конечно же, существует множество аппаратных сканеров. Например, когда объект помещается внутрь конструкции, далее его фотографируют и отправляют в облако, где происходит «сшивка» модели. Это решение позволяет добиться более качественного сканирования, но, к сожалению, устройство стоит достаточно дорого и недоступно широкому потребителю. Тем не менее, за этими решениями будущее.

Но что же делать сейчас?

Многие компании уже имеют свои каталоги 3D-моделей. В большинстве случаев модели созданы либо для технических специалистов, либо для целей 3D-рендеринга. В первом случае это достаточно примитивные модели, которые понятны техническим специалистам на производстве, но не несут какой-то художественной ценности и мало походят на реалистичные объекты реального мира. Во втором случае это модели, которые сделаны для рендеринга с определённых ракурсов. Многих моделллеров не беспокоит, как выглядит модель с обратной стороны. Опять же большое количество полигонов, гигантские, не оптимизированные текстуры и прочее не позволяют использовать их на мобильных устройствах и на сайтах компаний.

Видя такую проблему на рынке, мы постарались решить ее в нашем продукте.

Мы предоставили нашим клиентам сервис, который конвертирует существующие модели в формат, пригодный для использования в AR/VR, оптимизирует их (если это возможно сделать) и предоставляет возможность настроить их визуальное отображение через онлайн 3D-редактор. Здесь выбираются материалы, текстуры, задаются параметры и т.д.

На выходе вы получаете модель, которая абсолютно точно будет работать на мобильном устройстве и будет выглядеть реалистично. Чего мы добились: компании, которые уже имели собственный каталог 3D-моделей и не хотели тратить деньги на его модификацию, теперь могут самостоятельно готовить модели для AR/VR.

В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.