По материалам mediarevolution.ru
Matik: большинство компаний плохо использует веб-аналитику
В рамках исследования использование веб-аналитики агентство Matik опросило владельцев 141 коммерческого сайта, пользовавшийся инструментами интернет-маркетинга за последние 8 месяцев. Выяснилось, что почти три четверти компаний (72%) начинают собирать статистику использования сайта не сразу, а спустя несколько месяцев после его создания. Часто – после настоятельных рекомендаций поисковых оптимизаторов. Веб-аналитика и аудит сайта пока менее востребованы, чем SEO, хотя постепенно акценты смещаются с простого использования инструментов «раскрутки» на «оптимизацию» работы сайта в целом, то есть развитию вглубь, а не вширь. Около 8% компаний хотя бы один раз обращались за услугой по комплексному аудиту сайта. Однако примерно половина из них призналась, что результаты анализа были положены «в стол».
Оценка эффективности сайта, результатов рекламной кампании и поискового продвижения невозможна без изучения данных статистики посещаемости. Например, с их помощью можно выявить потенциально-полезные сайты для размещения рекламы, PR-продвижения и проведения маркетинговых акций. Важность анализа статистики возросла в период экономического кризиса, т. к. она предлагает надежные критерии для отделения «зерен от плевел» – полезных источников трафика от «пустышек» – и помогает эффективнее распределить сократившиеся маркетинговые бюджеты.
Счетчики посещений
Большинство изученных сайтов (66%) пользуются только одним счетчиком статистики, 30% – двумя, оставшиеся установили 3 и более счетчика. Как правило, большое количество счетчиков устанавливается из любопытства и для сравнения данных. Однако в результате это приводит к скептическому отношению к веб-статистике в целом, так как данные счетчиков существенно различаются (в силу разницы определений метрик и методик из подсчета). Более 80 % сайтов пользуются только бесплатными сервисами статистики, либо бесплатными (облегченными) версиями коммерческих сервисов. Среди них наибольшую популярность получили Google Analytics (61% сайтов), LiveInternet (50%), SpyLog (37% – этот сервис с апреля 2009 стал бесплатным с полной функциональностью). В последнее время в качестве второго дополнительного счетчика часто устанавливается открывшийся в апреле как отдельный сервис – «Яндекс.Метрика» (8,5%).
Большинство компаний (79,4%) выразили готовность воспользоваться платным сервисом статистики, если он предложит оригинальные методы изучения трафика, которые отстутствуют у известных бесплатных счетчиков. Например, интернет-магазины интересуются возможностью отслеживать действия посетителей на сайте в режиме реального времени или в формате видео-записи. Это поможет выявить слабые места на сайте в процессе принятия решения о покупке. (Подобную возможность предлагает молодой российский сервис WebVisor.)
Отмечено, что чем позже был создан сайт (или проведен редизайн), тем чаще встречаются относительно новые марки сервисов статистики (Google Analytics, «Яндекс.Метрика» и др.). Выбор в пользу конкретного сервиса происходит по принципу «что на слуху» или по совету веб-разработчиков и оптимизаторов.
Работа с счетчиками
92% компаний отслеживают и анализируют статистику самостоятельно и никогда не привлекали сторонних специалистов. Чаще всего отслеживают трафик менеджеры по маркетингу (69,5%), менеджеры по рекламе (54,6%), IT-администраторы (20,5%) и руководители компании (13,5%). Нередко отслеживанием трафика занимаются несколько человек параллельно. Если привлекается сторонний специалист, то почти в 100% случаев речь идет о полном аудите сайта, а не регулярном изучении статистики.
В статистику заглядывают каждый день 32% опрошенных компаний, один раз в 2-3 дня – 48%, остальные 1 раз в неделю и реже. Компании с «продающими» сайтами, например, интернет-магазины, отслеживают статистику чаще, чем компании с традиционными корпоративными сайтами. В исследовании не случайно говорится «отслеживают», а не «изучают». Как выяснилось, почти все компании обращают внимание на несколько популярных метрик: объем трафика, источники трафика, время на сайте и количество открытых страниц. Эти данные рассматриваются изолированно друг от друга, поэтому о комплексном анализе качества трафика не идет речи. Впрочем, большинство респондентов (97%) выразило заинтересованность в обучающих материалах, которые помогут перейти от просмотра данных к их анализу и формулировке практических выводов.
Основные проблемы, выявленные компаниями при изучении статистики: небольшое количество посетителей (78%); малый процент конвертации «посетитель-клиент» (71%); высокий уровень «отказов» (т.е. просмотра только одной страницы сайта – 47%); малая глубина просмотра (31%). Если резюмировать сказанное, то главная проблема сайтов – низкое качество трафика и неспособность сайта «продать» товар, услугу или бренд компании.