С чего начинается брошюра. Учимся делать многополосную полиграфию.

0
244

Вам нужно сделать дизайн брошюры полос эдак в 30+-. С чего начать: шрифты, картинки, вау-дизайн-идея? Вот последовательность действий, которую я для себя определила, после нескольких лет работы с полиграфией.

Опытным дизайнерам эта статья будет не интересна, а вот новичкам поможет избежать самых распространенных ошибок.

Первая ошибка — сразу садиться и «рисовать дизайн». Сначала нужно представить всю задачу целиком.

Этап 1. Читаем ТЗ или спецификацию.

  • Внимательно смотрим на количество полос. Полоса=станица.
    1 разворот=2полосы/страницы. 1 лист=2 страницы. Помним, что обложка считается отдельно.
  • Выясняем способ крепления листов. Для склейки или твердого переплета срединный отступ увеличивается сразу на 1 см. Для пружины — на величину ее диаметра.
  • Тип печати и количество цветов. Если печать цифровая , то в дизайне прийдется отказаться от плавных градиентов, тонких линий и мелких элементов — они скорее всего плохо напечатаются. Если цвета плашечные — то в вашем распоряжении только одноцветные заливки
  • Внимательно изучаем техтребования типографии. Запоминаем величину отступа под обрез(обычно это 4 мм, но бывают вариации), цепляем к файлу цветовой профиль данной типографии.
  • Смотрим есть ли всякие навороты: вырубка, выборочные лаки, конгрев и прочее.

И опять рано еще рисовать.

Этап 2. Черновая верстка.

Да, да! Сначала верстаем, потом рисуем. Черновая верстка помогает понять реальное соотношение обязательных элементов / контента / свободного пространства.

  1. Делаем многостраничный файл в удобной для вас векторной программе. В идеале это InDesign. Но лично я предпочитаю Illustrator, т. к. черновую верстку использую для дальнейшей разработки дизайна и мне не совсем удобно рисовать-дизайнить в InDesign.

    CorelDraw мне совершенно не нравится. Да и ни одна приличная типография файл в формате cdr у вас не примет, а при экспорте в eps обычно возникает куча неприятных косяков.
    Чистовая верстка, конечно, потом делается в InDesign. Потому что в программах создания векторной и тем паче растровой графики ВЕРСТАТЬ НЕЛЬЗЯ!

В файле задаем необходимое кол-во разворотов, помним про отступы «под обрез». Все фоны и элементы «на вылет» — те что становятся в плотную к краю листа, должны быть продлены на обрезную величину, те +4 мм по каждой стороне.

Определяем направляющими боковые, верхние и нижние и срединный отступы.

  • Сначала ставим в макет все то, что должно там быть. И только после этого добавляем оформление. В противном случае, нам в нашу красивую картинку приходится приляпывать забытые колонтитулы или нумерации страниц или втискивать контент.

 

Обязательные элементы:

  1. Титульная страница. Ее может не быть только если брошюрка совсем маленькая, полос на 6-8 и нет смысла дублировать обложку.
  2. Оглавление. Как и титульная страница, может отсутствовать при небольшом количестве полос или при сплошном тексте, без деления на разделы. Ставить оглавление вперед или назад решайте сами, руководствуясь здравым смыслом. Я для себя определила правило: если контента много и есть вероятность, что читатель не будет его читать последовательно, а станет искать конкретные разделы (н-р справочник, каталог, список проектов), то оглавление надо ставить вперед.
  3. Нумерация. Свыше 8 полос нумерация на мой взгляд необходима. Даже если это сплошной текст и нет оглавления. Куда ее ставить — вверх, вниз, вбок — выбор на ваш вкус, но имейте ввиду, что нумерация, как и колонтитул присутствует на каждой странице, в одном и том же месте, и может попадать на разные фоны.
  4. Колонтитулы. Они необходимы в справочниках, каталогах, списках проектов, годовых отчетах и другой подобной продукции. Везде где много контента и всяких рубрик.
  5. Текст. Собственно сам контент. ОБЯЗАТЕЛЬНО у вас перед началом работы должен быть весь материал на руках. Может не отредактированный, с небольшими правками, но весь. Требуйте это от менеджеров и клиентов. В противном случае вам гарантированные долгие и неприятные переделки всей брошюры!

Закидывая в макет текст, попутно определяйтесь с сеткой — 3х-4х-N- колонник. Потом можете поменять, но начните хоть с чего-то, возьмите к примеру более гибкие 4х-6-колонники.

Учитывайте разбиение текста на смысловые блоки, разделы, которые должны начинаться с начала полосы или разворота.

Сразу подбирайте приемлимый размер шрифта. Если не выбрали еще гарнитуру, то определите тип шрифта: с засечками или без. Так объем, занимаемый текстом вы сможете определить с бОльшей точностью.

Не забудьте про заголовки, подзаголовки, возможные сноски.

  1. Перебивки. Они используются в справочниках и каталогах для визуального разделения больших тем. На перебивки отводится полоса или целый разворот.
  2. Фотографии/диаграммы/схемы являющиеся необходимой частью контента.
    Размещайте и смотрите какого они реально размера. Очень часто фотографии, которые необходимо использовать или плохого качества или очень маленького размера. И это обязательно приходится учитывать в дизайне. Диаграммы и схемы потом отрисуете в стиле брошюры, но для начала, определите сколько они требуют места.
  3. Многоязычная верстка
    Мы очень часто сталкиваемся с необходимостью верстки многоязычного контента. По-хорошему, на каждый язык должна быть отдельная брошюрка. Но клиенты хотят экономии и поэтому приходится выкручиваться. Кстати, разглядывая полиграфию экспонентов международных выставок мы наблюдаем похожую ситуацию — двух- трехязычные брошюрки не стесняются делать и немцы и англичане и веселые французы.

При черновой верстке необходимо компоновать все языки сразу. И учтите, что блок текста переведенный на английский будет короче русского варианта, а немецкий — длиннее. Причем, в немецком языке любят склеивать два слова в одно очень длинное слово и это сильно влияет на размер заголовков и колонтитулов. Помните, что в немецком и французском языках есть спецефические буквы, которые присутсвуют не во всех шрифтах. Подбирайте шрифт с наличием всех необходимых символов для всех языков.

  • Делаем бумажный макет. Пускаем развороты на принтер. И при помощи степлера собираем из них книжечку. Теперь вы представляете что у вас получится на выходе. Полистав страницы, сразу захочется скорректировать расположение или размеры элементов. Ну и на здоровье, лучше это сделать сейчас, чем когда все будет нарисовано и заверстано.

На черновую верстку должно уходить не много времени — от 3-х до 6-ти часов. И в результате, она помогает понять дизайнеру те рамки, в которых он может фантазировать.

Сразу становится понятно, а есть ли вообще место для красивых отвлеченных картинок, или текста так много, что хоть бы его аккуратно заверстать и удержаться на грани читабельности.

Или наоборот, получилось неравномерное размещение текста из-за группировки контента по смыслу. На одном развороте его много, а на другом мало, и перенести текст невозможно. Тогда дизайнер должен какой-нибудь красотой закрыть «дырку». Вообщем, черновой макет, эта та печка, от которой стоит плясать при разработке дизайна.

А теперь — рисуем!

Этап 3. Дизайн.

Ну что мне вам объяснять — вау-идея, оригинальный стиль, прекрасная верстка…В рамках этой статьи подробней писать об этом этапе не буду.

В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.