5 октября Spider Group запустила курс по прокачке UX/UI-дизайнеров. Это наша проба пера в подготовке специалистов к отбору на дальнейшую стажировку, поэтому мы устроили камерный эксперимент: не особенно афишировали курс и набрали совсем немного ребят. Зато классных. Из десятков резюме выбрали девять человек и пригласили их в наш офис, чтобы заложить фундамент будущих дизайн-гуру.
Чтобы познать кунг-фу, нужен настоящий Учитель. Готовит будущих дизайнеров Юлия Соляник, арт-директор, совладелец Spider Group и основатель нашего UX-центра по аудиту пользовательского опыта. Для чего ей это и что нужно, чтобы стать большим UX-дизайнером? Эти вопросы мы задали самой Юлии и получили откровенные ответы.
Какой у тебя опыт? С какими брендами ты работала?
Я начала работать дизайнером в 1996 году, а в 97 году в Санкт-Петербурге попробовала себя в роли веб-дизайнера. С этого года примерно и началось коммерческое использование интернета в России.
В бэкграунде лидирующие бренды банковского сектора, связи — Сбербанк, Уралсиб, Мегафон, Ростелеком, МТС. Работала с Nutrilon, Росатомом, X5, Ростсельмашем, Ogilvy, Ключавто. Перечислять долго, проще посмотреть портфолио моей компании.
Какие глобальные перспективы открываются перед талантливым дизайнером?
Профессия дизайнера очень актуальна. Есть огромный спектр специальностей, направлений. Я даже не знаю, сколько их сейчас… Не сосчитать всех дизайнеров — интерьера, графических, 3D, интерфейсников, веберов и так далее.
Профессия на подъёме, она актуальная и будет актуальной ещё долго. Так как это профессия творческая, нет шанса, что нас заменят искусственный интеллект, автоматы и что-то такое. В IT-отрасли хороший дизайнер ценится. У тебя всегда будет работа, эта работа всегда будет интересна. Меняется всё очень быстро, ты должен за этим успевать. Это хорошо оплачиваемая профессия, если сможешь достичь хорошего уровня. Ну, и точно уж не соскучишься.
Что нужно, чтобы быть лучшим дизайнером?
Наверное, как и в любой профессии, чтобы быть лучшим, нужно, во-первых, любить свою профессию, во-вторых, быть профессионалом, то есть иметь хорошие профессиональные навыки, и третье — трудолюбие. Талант, конечно, тоже должен присутствовать, но без трудолюбия ничего не получится.
И ещё самое главное отличие нашей профессии — дизайнеров — в том, что мы должны фокусироваться на задачах клиентов. В случае с UX-дизайном, дизайном интерфейсов, клиенты заказывают свои продукты для пользователя, то есть для тех людей, которые будут пользоваться приложениями, для своих клиентов. Задача дизайнеров мобильных приложений — состыковать интересы заказчиков, их задачи, бизнес-процессы; учесть, за что они в принципе нам платят деньги, для чего мобильное приложение нужно; мы обязаны учитывать интересы пользователя, чтобы было удобно, красиво. Естественно, мы должны учитывать наши собственные возможности как разработчиков, время, которое даётся на разработку, средства.
Это задача дизайнера — состыковать такие глобальные интересы. Лучший дизайнер — тот, кто может понять глобальные цели и реализовать самым элегантным способом, решить задачу красиво.
Почему ты считаешь, что дизайну и проектированию UI / UX нужно учиться на практике?
Я считаю, что вообще всему нужно учиться не только теоретически. Любую теорию надо закреплять практикой, иначе как навык она просто не остаётся, вылетает из головы. Поэтому, естественно, здесь важно сразу начинать применять те теоретические знания, которые необходимы, чтобы быть грамотным UX- и UI-дизайнером.
Слишком много технической информации, слишком много стандартов, которые мы должны учитывать, слишком много разных кейсов при взаимодействии. Это невозможно просто представить, невозможно уложить в голове, пока ты неопытный, только учишься, поэтому небольшими порциями получаешь теоретические знания и тут же пытаешься их использовать. На моём курсе обучение построено именно таким образом.
Понятно, что некоторую практику можно получить на наших курсах, но что делать за пределами обучения?
Любая практика — это не просто берёшь какую-то задачу, техническое задание или пытаешься перерисовать. Так ты будешь вариться внутри собственных пониманий, знаний. Они могут очень сильно отличаться от реальных требований, реальной задачи.
Лучше всего стажировка в реальной компании, которая занимается проектированием интерфейсов, реальной разработкой. Если вас, конечно, согласятся взять на стажировку, потому что хорошая стажировка — достаточно затратное дело для компании, слишком много времени нужно уделять стажёрам.
А хорошая компания — та, которая сама разрабатывает и достаточно понимает в том, что вообще и как делать, потому что мало нарисовать макет, его потом ещё нужно реализовать и сделать из него мобильное приложение. Тут-то начинается самое интересное. Оказывается, всё, что нарисовали, реализовать просто невозможно: так не работает, так не получается, или это слишком долго, или слишком дорого. Ты начинаешь уже проектировать так, как это нужно делать.
Второй способ — идти в подмастерья к опытным дизайнерам, но обязательно на какие-то реальные проекты. В общем, любая реальная задача поможет прокачаться, понять, что и как надо делать. Поэтому старайтесь искать возможности участия в реальных проектах.
Почему ты решила создать курс в Spider Group?
Во-первых, мне не очень нравятся те, скажем так, специалисты, которые есть сейчас на рынке, которых я наблюдаю. Они называют себя UX-дизайнерами, но таковыми не являются. Мы придумали этот курс для того, чтобы подобрать людей, которые хотят работать в этой области, но не являются опытными специалистами, научить их с нуля и под нас — под наши задачи, под наши особенности.
Каждая компания работает по-своему, по-своему организует рабочий процесс, типы разработки тоже могут быть разные. Мы, конечно, предпочитаем брать специалистов, адаптированных под наши особенности. У нас, например, это проектная разработка, которая означает, что один и тот же специалист может работать над несколькими проектами сразу. Все [в Spider Group] могут, умеют это делать. Именно этот стиль нашей работы диктует соответствующую организацию рабочего процесса, чтобы работать было удобнее, проще и так далее.
Есть компании продуктовые, которые работают только над одним проектом — там совершенно другой стиль работы. Мы стараемся людей адаптировать под себя. Да и просто талантливую молодёжь обучать, привлекать — это интересный путь.
Что твой курс даёт тем, кто к тебе приходит?
Я поклонник высшего образования, которое прежде всего даёт базовые знания, основу, которую можно развивать как угодно. Оно даёт возможность находить решения самостоятельно. Данный курс для начинающих, он не методологический, я не учу приёмам, каким-то конкретным методам — подобные курсы хороши, когда уже есть готовые специалисты, которые хотят прокачаться в каком-то конкретном навыке, что-то отдельно проработать. Здесь именно базовый курс.
Так как он достаточно короткий — это не полгода, а всего-навсего месяц, — на выходе не будет готовых специалистов, но я очень надеюсь, что, во-первых, студенты овладеют основными понятиями, базовыми для того, чтобы в дальнейшем работать UX-дизайнерами; во-вторых, поймут, чем в принципе отличается UX-дизайнер от UI-дизайнера, что это совершенно разные направления мыслей, характеры людей; в-третьих, поймут, что им нужно, чтобы работать, как строится рабочий процесс, начнут овладевать основными инструментами.
Какие, кстати, навыки важны для дизайнера мобильных приложений?
Практические навыки — это владение актуальным инструментарием, необходимыми программными продуктами. Причём, нужно понимать, что у нас в отрасли слишком всё быстро меняется, поэтому сегодня это может быть Figma, вчера это был Sketch, позавчера Photoshop, а завтра это может быть что-то совершенно другое, и нужно быть готовым к тому, что ты будешь практически постоянно учиться. У тебя меняются инструменты твоей работы, меняются стандарты, меняется ситуация, поэтому умение и желание овладевать новыми знаниями, не бояться этого — один из необходимых навыков.
Второе: интерфейсный дизайнер, в отличие от графического дизайнера, это не про красивые картинки, это про взаимодействие пользователя и гаджета. Если ваша прекрасная градиентная кнопка будет вести на какой-то жуткий сценарий, в котором вы пользователя гоняете по десяти экранам, эффект от такого приложения будет только отрицательный. Здесь важно аналитическое мышление, логическое мышление очень хорошее, пространственное, потому что вы будете проектировать сценарии пользователя, как он будет перемещаться по приложению, по сайту, которого ещё не существует, который, кроме вас, пока ещё мало кто представляет.
У вас должна быть эмпатия — эмпатия к пользователю, эмпатия к вашему клиенту. То есть внимание к нуждам, потребностям клиента, который вам платит деньги, и клиента этого клиента, который потом будет пользоваться вашим продуктом. Без этого интерфейсный дизайнер не сможет сделать ничего путного. Он должен внимательно относиться к тому, кто будет пользоваться его продуктом, смотреть, насколько решения хорошо продуманы, удобны, красивы, приятны.
Ещё любого хорошего дизайнера отличает следующее: когда ему ставится задача, он должен задавать много вопросов. Зачем вам это нужно? Почему? Действительно ли вам это нужно? Как это должно работать? Дизайнер, который не ищет ответы на эти вопросы, наверное, не сможет сделать что-то хорошее. Всегда нужно уметь смотреть на задачу немного сверху, чтобы решать её оптимальным путём.
В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.