Мы привыкли к тому, что технологические корпорации влияют на всю нашу жизнь. В их отчётах перед инвесторами фигурируют миллиардные прибыли, а важность проектов такая, что их поддерживают и с ними борются целые страны. IT-бизнес давно не уступает по значимости полезным ископаемым и пронизывает все сферы общественной жизни.
В общем, дело серьёзное.
Под соусом этой серьёзности нужно помнить, что каждая нынешняя корпорация начиналась лишь с идеи. За час корпорации не создаются. Но как только бизнес вырастает, он становится медленнее, чем стартап. В этот момент бывший стартап обходят новые стартапы со свежими идеями и горящими глазами. Это возможность, которую светлым головам не стоит упускать.
Что же делать?
Запускать собственный проект. Кроме идеи с проверкой через кастдев и маркетингового анализа с конкурентами, до которого вообще желательно ничего не делать под риском пойти в абсолютно ненужную никому сторону, понадобятся экономическая модель, деньги и команда.
Финмодель можно рассчитать самому. Не возбраняется пользоваться помощью коллег и шаблонов, которыми наполнен Интернет. Есть даже автоматизированные в разных видах, от форм, после заполнения которых можно скачать красивый документ, до шаблонов Excel.
Что касается денег, если их нет, их можно запросить у инвесторов. Понадобится уверенная финмодель, красивая презентация, личное обаяние и другие вещи, список которых бесконечен, как бесконечны аспекты человеческого общения. Есть фонды и ангелы, которые вкладываются в проекты даже на стадии идей. Но в этом случае их лучше убедить, что у вас надёжные расчёты и есть опытная техническая команда, которая будет создавать всё заявленное.
Озаботьтесь ещё несколькими вещами:
- Разработайте стратегию развития, в которой нужно поставить большие, глобальные цели
- Разработайте тактику, то есть, план с конкретными шагами по разработке, маркетингу, PR, расширению штата и другим насущным для бизнеса вещам
- Тщательно распределите роли и зоны ответственности в проекте
- Напишите подробное техническое задание, чтобы идеи реализовывались так, как задумано, с первого раза. Второго шанса может не быть
Почему особенно важна команда разработки
Команда и техническое задание для неё — ключевые части успешного стартапа, который должен превратиться в бизнес. Собрать в проект больших специалистов трудно, потому что у них обычно нет проблем с занятостью. Но есть команды, которые профессионально создают цифровые бизнесы, имеют технические экспертизы и собственный стартаперский опыт.
Почему я заострил внимание на превращении стартапа в бизнес? Потому что изначальная скорость реализации и правильно выбранный инструментарий помогут быстрее достигать промежуточных целей, избегая типичных проблем, таких как сделанный ранее неверный выбор. Скажем, вы не придали должного внимания выбору платформы программирования для разных модулей, что потом заставит переписывать половину проекта с нуля.
Опыт команды помогает вовремя принять хорошие решения. Предварительный бизнес-анализ с учётом проведённого заранее маркетингового исследования даст оптимальные пути развития. Программисты и дизайнеры, которые уже умеют работать с актуальными инструментами, добьются появления рабочей версии продукта быстрее, чем новички.
Как найти разработчиков в стартап
На мой взгляд, есть три концептуальных пути. Первый путь — это формирование собственной команды разработчиков. Обычно стартапы начинаются с двух-трёх ключевых специалистов с организационными, маркетинговыми или инженерными компетенциями. Даже если вы уже нашли партнёра, который способен выполнять роль технического директора, он вряд ли сможет потянуть всю разработку, если проект более-менее сложен. Придётся искать ему подчинённых.
Команду эту можно нанимать в штат или, если пока нет юрлица, брать на борт в менее формальном виде. Собственные сотрудники могут потребовать много денег, контроля, внимания при выборе кандидатов, а до налаживания процессов будут иногда перегружаться и провисать по занятости. Обычное дело для стартапа.
Вы также можете искать фрилансеров и почасовиков, которые будут закрывать задачи для вас и параллельно для других заказчиков. Это хороший способ выполнять нерегулярные дела, по которым нет компетенций у основной команды. Но тут возникают ещё большие сложности с подбором специалистов, контролем, срочным операциям, постоянно висит угроза срыва работы по таким банальным причинам, как появление у фрилансера заказов поинтереснее.
Третий путь — найм целой проектной команды. В этом случае вы получаете слаженный коллектив, способный эффективно выполнять задачи. Кроме того, если контрактный разработчик, вроде нашей Spider Group, умеет проводить подготовительную работу, такую как бизнес-анализ, помощь с маркетингом и макетирование, из проекта ещё на стадии согласования уйдут «детские» проблемы. Делая десятки проектов в год, команда на контракте получила опыт и не позволит вам расхаживать по граблям, тратя деньги на что попало до коммерциализации.
Подводные камни контрактной команды
Каждый путь имеет особенности, о которых следует подумать заранее. Отношения с компанией-разработчиком — не исключение.
По понятным причинам мы предпочитаем длительные отношения с партёрами, от года и до бесконечности. Spider Group трепетно относится к своему портфолио, а погружение в проект на долгий срок обеспечивает высокое качество работы. Кроме того, и для нас, и для партнёра это стабильность денежного потока. Вы можете точно прогнозировать расходы, мы можем быть спокойны за доходы.
Хорошая команда не может быть дешёвой. Так просто не бывает, потому что за опыт нужно платить. Нельзя сделать соцсеть за миллион рублей, если вы не сами с друзьями программируете по ночам в течение пары лет. У каждого специалиста в нашей компании своя ставка, которую мы открыто называем при обсуждении проекта. Заказчик оплачивает часы его работы — подход немного похож на фриланс, но это классический Time & Material.
Но проект можно сделать относительно недорого, оптимизировав процесс. Spider помогает сформулировать не только календарный, но и технологический план постепенного развития. Не нужно делать всё сразу, чтобы дойти до середины и бросить на полпути, когда закончатся деньги и силы. Лучше сделать минимально работающий продукт и начать генерировать деньги от инвесторов и аудитории.
Пожалуйста, подготовьтесь к тому, что мы будем часто созваниваться и отчитываться. Это всё равно отнимет меньше времени, чем собственный коллектив, но мы сможем оперативно корректировать планы и синхронизировать понимание проекта.
Инвесторам может не понравиться, что вы делаете продукт на стороне, тогда как вкладывают они в вас. Некоторые даже зададут вопрос: зачем нам инвестировать в вас, когда мы можем инвестировать в ваших контрактников? Ответ простой: во-первых, нам не нужны их инвестиции, у нас другой бизнес; во-вторых, вы полностью контролируете развитие проекта, его идею, все активности вокруг. А ещё вы обладаете юридическими правами на результаты деятельности.
Это плавный переход на тему передачи кода. Вполне нормальные вопросы стартапера:
- Кто владеет работой? — Конечно, заказчик. В контракте предусмотрено, что в случае невыполнения вами условий договора мы можем сохранить за собой права на интеллектуальную собственность и РИД. Но мы до последнего стараемся выпустить проект, идти на уступки, потому что для нас это тоже работа, которой хочется хвастаться. Чужие проекты Spider не нужны, мы предпочитаем свои.
- Как вы передаёте результаты работы? — Передаём все исходники, документацию. Если вы решили перевести проект на собственные рельсы, консультируем вашу команду, чтобы она приняла проект полностью осведомлённой и могла быстрее приступить к дальнейшему развитию.
- Что если мы захотим сотрудничать дальше? — Никаких проблем. Нам нравится долгая плодотворная работа, наши спецы, знающие проект с начала до конца, будут рады продолжить его победоносное шествие, пока вы заняты планированием и менеджментом на более высоком уровне.
- Как развивать свою команду, если есть контрактор? — Вы или ваши коллеги-сооснователи управляете разработкой через нашего менеджера проекта, как управляли бы через своего менеджера. Вы не теряете контроль, не остаётесь в неведении. Вводить новых сотрудников можно постепенно в согласовании с нашей командой, мы будем работать вместе и даже можем корректировать его работу, если есть такой уровень доверия. Ввести команду по окончании контракта можно и сразу — тут работает механизм передачи проекта, когда Spider посвящает вас в нюансы и консультирует столько, сколько это необходимо.
Примеры стартапов под крылом Spider Group
- Gritsy — иностранная мобильная социальная сеть для спортсменов
- @YourService — сервис поиска исполнителей бытовых услуг и развития малого бизнеса в Западной Европе
- Взаимопомощь на дороге — приложение для организации взаимной помощи водителей в разных дорожных ситуациях
- RestoPoint — поиск ресторанов в Прибалтике, Скандинавии и Западной России
- LunchBox — автоматизированное кафе со скоростной бесконтактной выдачей блюд
- VectAR — выкройка в дополненной реальности для художников, архитекторов, фэшн-дизайнеров, портных, каллиграфистов и декораторов
- FASTEP — собственный проект Spider Group, платформа информационной поддержки сотрудников предприятий и пользователей различной техники
Лайфхаки из нашего опыта
Начните с маркетингового исследования. Найдите, за что люди готовы платить. Убедитесь, что ваша идея интересна людям, что они хотят пользоваться задуманным сервисом. Если не готовы, изменитесь так, чтобы были готовы, сделайте пивот. В итоге исследования помогут лучше оформить идею, вовремя избежать неудачных решений, которые не понравятся пользователям, и заменить их на полезные.
Выберите основную группу пользователей, которые будут генерировать контент, станут адвокатами бренда и так далее. В нашем кейсе с Gritsy, например, это профессиональные спортсмены, которые хотят делиться достижениями и монетизировать свои знания. А TikTok в своё время сфокусировалась на подростках, жаждущих самовыражения. Остальные подтянутся.
Получая пожелания потенциальных клиентов, не спешите выполнять сразу все. Анализируйте, насколько это вписывается в вашу стратегию, насколько изменения будут соответствовать эффекту. Бизнес всё-таки любит деньги, поэтому тратить их надо с умом.
Автоматизируйте получение обратной связи. Чем больше люди могут вам сказать, тем больше идей вы получите бесплатно. Особенно ценно, если это критика, запросы функций, сообщения о проблемах. Вы можете иметь собственные представления, но ориентироваться в развитии стоит на запросы реальной аудитории.
Постоянно рассказывайте о своём продукте, выступайте, участвуйте в конкурсах, питчах, акселераторах и инкубаторах. Это бесплатные способы прокачать проект, заработать внимание клиентов, инвесторов и партнёров. Но выбирайте только то, что точно даст вам прогнозируемый результат, идите с целью, а не бесцельно.
Считайте все показатели, какие можете. Собирайте и интерпретируйте их и обязательно делитесь разработчиками, чтобы они могли корректировать работу на основании объективных данных, предлагая обоснованные идеи.
Spider Group помогает стартапам реализовывать проекты с нуля до MVP и работающего бизнеса. Наш фокус — большие и длительные проекты с непрерывным финансированием. Если вашей команде нужна помощь, напишите на spider@spider.ru или заполните форму обратной связи на spider.ru.
В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.