Мы не выпускаем смартфоны из рук, везде берём с собой. Они с нами так часто, что играют роли кошельков и водительских прав. Так получилось, что в парадигмах их операционных систем первое место отдано не вебу, а специально написанным отдельным программам. Но и браузеры не зря занимают особые места системных приложений. Их важность нельзя недооценивать.
Что выбрать для своего бизнеса — приложение или сайт/страницу? Можно ли выбрать что-то одно? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять специфику каждого направления. Давайте попробуем раскрыть её кратко и понятно.
Преимущества мобильных приложений
Приложения быстрее
Неблагодарное дело — сравнивать разный код. Но от нативного приложения быстродействия на уровне «незаметно для пользователя» добиться гораздо проще. И вообще возможно, в отличие от веба. Веб-приложения, сайты, браузеры можно заставить работать очень быстро, но это всё равно будто пускать софт через эмулятор. Ничего не поделаешь, сейчас технологии такие. Если вы не интернациональная корпорация или не стартап с пакетом дизруптивных инноваций, задумавший изменить мир, примите это, не мучайте себя и своих разработчиков.
Приложения удобнее
Что быстрее, то и удобнее, не правда ли? Конечно, но не только. С одной стороны, в разработке веба над вами не стоит условная Apple, следящая за соблюдением дизайн-гайдлайнов (владелец ОС всегда следит, чтобы софт в магазине приложений соответствовал некой единой линии). Но тут же вендор говорит: вот вам браузеры, мы их уже заранее подрезали по гайдлайнам, крутитесь. И вы крутитесь со скоростью браузеров и с их интерфейсом и UX, которые не скроешь и не заменишь на своё.
Постоянства тут нет, такие особенности преследуют периодически. Например, попробуйте найти веб-интерфейс, в котором разработчик хорошо сделал на странице зум отдельного элемента щипком — карту или картинку. Хорошо — это как в приложении того же разработчика.
Из этого следует, что
Приложения более гибкие
Вы ограничены гайдами вендора ОС, вам говорят, что ярлыки должны быть такие, стрелки такие, переходы вот такие, а оплачивать всё только в эту кассу и никуда больше. Но даже при этом разработчик мобильного приложения меньше стеснён условиями среды и производственными инструментами. За примером легко сходить в любой банк, у которого есть мобильный клиент и его браузерная версия. Они очень разные, это бросается в глаза. Дело не в том, что по неизвестной причине все авторы интернет-сервисов дураки. Напротив, это они ещё талантливо вывернулись.
Приложению проще вас узнать (по биометрии, например), проще предложить личный кабинет, индивидуальный интерфейс, подборку товаров или акцию, проще сообщить вам о чём-либо через Push-уведомления и циферки на ярлыках, можно гибко работать с KPI. И много-много других преимуществ более широких возможностей дизайна и персонализации.
Приложения безопаснее
Не все, конечно. Если вы ставите на Android-смартфон *.apk с торрента, вашу безопасность берегут пираты, а они народ простой. Но в магазинах приложения, в отличие от веб-ресурсов, проходят комплексную проверку каждого релиза на отсутствие вредоносного кода, соответствие содержимого обещаниям издателя, следование пресловутым гайдлайнам и так далее. Таким образом, сначала вас бережёт разработчик, который не хочет потерпеть убытки из-за своей небрежности, а затем магазин, который держит марку всей операционной системы. Разработчик отвечает перед магазином, вами и законом, потому что у всех вас договорные отношения. И над всеми соколами парят ФАС и FTC.
Безопасность пользователей — один из доводов, который Apple приводит, когда антимонопольщики заставляют её пустить в свою ОС сторонние магазины или аналоги Apple Pay. На Android всё это работает, поэтому ответственность немного размывается. Поставщиков таких услуг не должно быть слишком много, чтобы она не стала неуловимой. Хотя даже в этом случае будет надёжнее, чем в вебе, где вас от нерадивости или злого умысла отделяет лишь тонкая пелена сертификатов, поисковых систем и антивируса, если таковой установлен (а это вряд ли).
Приложения ближе к телу
Завставить человека скачать приложение труднее. Но и довести его до удаления труднее. При этом приложение получает не в пример больше данных о пользователе, чем веб-сервис, который затеряется во вкладках, если специально не вывести его ярлык на рабочий стол. Культура ярлыков веб-сервисов у нас массово ещё не прижилась.
Удобный настроенный под себя инструмент пользователь захочет менять только в крайнем случае. Для большинства компаний, которые хотят наладить коммуникацию с клиентами, такое доступно только с приложением. Всегда есть исключения, но ограничения веба объективны. И их следует точно знать, чтобы вовремя обходить.
Когда человек скачал ваше приложение на смартфон, он готов сотрудничать. Не потеряйте его и сумеете получить бóльшую выгоду.
Преимущества веба
- Универсальность — ваш сервис доступен почти на любом устройстве
- Открытость — он доступен всем, потому что тут гораздо меньше контролёров
- Независимость — никакой модератор в Google Play не запретит вам делать такой сервис, какой вы хотите
- Единая точка входа — не нужно поддерживать зоопарк приложений
Как вы можете видеть, достоинства и недостатки веба резонируют с классическим дуализмом контроля и свободы, открытого и закрытого программного обеспечения. Они и правда похожи. В случае с приложениями вы получаете развитые экосистемы, где их ограничения компенсируются широким инструментарием.
С веб-сервисами при всей независимости всё равно приходится заходить на устройства, которые диктуют ограничения и формируют пороги. Они сделаны прежде всего для приложений, потому что владельцы операционных систем хотят контролировать информационные и финансовые потоки.
Нужно ли выбирать между ними
Выбирать что-то одно нужно не всегда. Иногда ваша задумка одинаково хорошо работает в обоих мирах. Иногда бизнес-процессы продиктуют ограничения, которые не позволят добиться желаемого в одном из случаев. Жизнь слишком сложная, чтобы ответить на этот вопрос для всех. Зато ответить на него для вас мы сможем точно и с аргументами.
Многие компании поддерживают приложения наряду с вебом не просто так. Для них важна доступность всем и всегда, даже если человек неподготовлен технически, даже если страдает пользовательский опыт. Такой подход часто встречается в финансовом и государственном секторах. Этого меньше в ритейле и почти нет в промышленности, где сами компании определяют, как и с чего сотрудник заходит в сервис. Всё зависит от начальных условий.
Основные критерии определяются с первых переговоров. На этапе аналитики фиксируются подробности. Результаты аналитического этапа ценны сами по себе, потому что их можно использовать с любыми разработчиками, сейчас или позже. Но обычно в процессе заказчик может оценить способности студии, ведущей бизнес-анализ, понять уровень её культуры, экспертизу. Студия уже разбирается в проекте. Всё сходится, и начинается разработка мобильного приложения.
Главный вывод в том, что выбрать помогут специалисты. Лучше, если они одинаково хорошо делают оба варианта, тогда суждение будет непредвзятым. За этим можно смело приходить в Spider Group.
Далее: Метавселенные для вас избыточны, если
В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.