Метавселенные для вас избыточны, если

0
203

Сегодня многие с интересом смотрят на метавселенные. Они соблазняют новизной и возможностью прокатиться на хайпе по новостным заголовкам. Но так ли эффективно будет движение в новую область на всех парах? Кому как. Сегодня мы поговорим о том, кому и как.

Почему вы уже в метавселенной

У метавселенной нет устоявшегося определения. Из-за этого никто не может понять, что это такое, достичь этого, работать над этим, не прибегая к спекуляциям на хайпе. Каждый решает сам, что ему прямо сейчас выгодно называть метаверсом.

Например, разработчики игр-песочниц, особенно на основе блокчейна и с механизмом Play-to-Earn, наперебой твердят, что именно их концепция ляжет в основу то ли новой экономики, то ли всего будущего человечества сразу, потому что в ней есть торгово-денежные отношения.

Авторы социальных сетей в виртуальной или дополненной реальности уверяют в правильности собственной концепции, потому что в ней либо есть много соединённых вселенных (компьютерных миров), либо есть смешивание материального и цифрового мира (aka вселенных).

Любые ребята, которым удалось создать проект с возможностями публичной творческой самореализации, отмечают обогащение человеческой жизни, которая раньше якобы была сосредоточена в материальном мире, а теперь перешла в некую смесь цифры и реала. Раньше мы, само собой, рисовали только карандашами на бумаге.

И где-то сбоку с улыбкой смотрят на всё это банкиры, у которых цифра давно стала важнее окружающих вещей, людей и всего прочего. В этой аналогии банкинг можно заменить документооборотом, дистанционной работой, дружбой по переписке или MMORPG — суть одна: жизнь давно цифровая, просто раньше в разгон этой темы вкладывали меньше денег.

Вас сопровождают цифровые сервисы, проходящие сквозь всю вашу жизнь. В определённом понимании вы уже живёте в метавселенной. Поэтому в неё не обязательно переходить. Можно улучшать то, что есть.

Почему вам рано

Если вы точно знаете, что делаете, и приняли решение на основе объективных данных, то может и в самый раз. Но опыт говорит, что бывает такое редко.

На старте проекта «доцифровизации» надо определиться с тем, для чего она вам, и кто потребители итоговых результатов. Когда нужно проводить вебинары, не обязательно пересаживать всех в VRChat. Когда нужно продвигать музей, не торопитесь делать его цифровой двойник или токенизировать всё подряд, вас ждут неожиданности. Когда нужно писать сообщения и перекидывать файлы, подойдёт мессенджер. Если хотите навести мосты между сотрудниками и внедрить что-то универсальное, купите Битрикс 24 или разработайте собственную систему, если готовое не отвечает вашим потребностям или в перспективе его нужно будет хорошенько доработать. С разработкой или улучшением поможет Spider Group.

В мире много проверенных временем, надёжных решений, многие из которых объединены в экосистемы. Если работа с конечными пользователями не налажена по базовым потребностям, заставлять их изучать новый инструментарий со, вполне возможно, сомнительной (то есть, непроверенной) пользой — это риск.

Пример из практики. Один большой завод хотел оптимизировать работу. Для этого он пришёл в компанию с передовыми решениями дополненной реальности, на самом острие технологий. Действительно, работало всё красиво. Однако в тестовой эксплуатации выяснили, что дорого делать контент, а использование сопряжено с неочевидными ограничениями. Поэтому новинку отодвинули и внедрили обычный мессенджер. Он закрывал потребности не так хорошо, зато все сразу и бесплатно.

Итак, метаверсы для вас избыточны, если:

  • У вас нет стратегии цифровизации, которая предполагает понимание целей, задач и результатов
  • У вас нет других цифровых каналов, предусмотренных стратегией
  • Имеющиеся каналы плохо работают

Метавселенные — это нишевая история. Делать бизнес в них означает делать бизнес для тех, кто там обитает или хотя бы имеет такую техническую возможность. К сожалению, пока очки виртуальной реальности есть не у всех, не везде можно сидеть со смартфона, не всякая дополненная реальность удобна и в принципе нужна. Аватары с трудом узнаются, а возможностей показывать документы или интегрировать софт меньше, чем в Zoom. Каждый мета-проект имеет ограничения, которые отрезают вас от массовой аудитории.

Но ограничения с каждым днём уменьшаются. А людей в метаверсах прибывает.

Почему всё-таки стоит попробовать

Метаверсы предлагают новый опыт. Зачастую это околоигровые песочницы с широкой свободой действий и творчества и крайне активной аудиторией. Но в неё нужно попасть. Пример плохого попадания — недавний кейс правительства Евросоюза, в котором, потратив примерно $400 000 на виртуальный концерт, не привлекли никого. Но это был вопрос не удачи, а понимания инструмента. В конце концов, и гвозди можно забивать отвёрткой.

Аудиторию метавселенных нужно заинтересовывать уникальным цифровым опытом, контентом, который иначе получить трудно. Во многих их них можно собирать миры с маршрутами и сценариями, интерактивом, делать многоуровневые serious games.

Но Roblox отличается казуальностью в стиле Lego, VRChat сделан в первую очередь для очков, а Decentraland — товар широкого потребления с небольшим уклоном в реалистичность аватаров и потребление, причём со всем этим можно поспорить, потому что местные авторы контента делают очень разные проекты.

Каждую вселенную нужно изучить лично, прежде чем принимать гипотезы об успехе. Нужно понять её возможности и минусы, а ещё согласиться на то, что любой сделанный вами проект будет не для такой массовой аудитории, как сайт или приложение. С другой стороны, именно ваша разработка может оказаться триггером роста для отдельного направления.

Дерзайте!

Но помните, что если у вашего бренда не настроены другие диджитал-каналы, заход с метавселенной может быть ошибкой. Разработайте стратегию и фундамент цифровизации прежде, чем совершать прыжок веры в метабудущее.

Далее: Мобильные операционные системы в России: под что разрабатывать, когда всё меняется

В Spider Group на вас работает более чем двадцатилетний опыт в разработке мобильных приложений, веб-разработке сайтов, серверных проектов, дополненной реальности, искусственного интеллекта и Интернета вещей.